Борьба с наркотиками
О новой социальной политике государства и реализации Управлением Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков России по г. Москве Федерального закона № 313 от 25 ноября 2013 года.
В современном мире распространение наркотиков стало одной из самых серьезных проблем, угрожающих существованию и развитию человечества. По мере нарастания угрозы наркотиков все актуальнее становится необходимость борьбы с ней. Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по контролю за наркотиками может привести к тому, что их незаконное распространение превратится в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия народов России.
Высокая актуальность данной темы обусловлена тем, что проблематике антинаркотической политики особенно в последнее время уделяется достаточно много внимания, как со стороны научного сообщества, так и со стороны людей, решающих практические задачи в этой области. Российская Федерация реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту, в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. При реализации данных мер обеспечивается имплементация передового международного опыта нормативного регулирования. В целях сокращения предложения наркотиков обеспечивается ужесточение административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров. Российская Федерация обеспечивает принятие мер, направленных на стимулирование социальной активности по информированию органов государственной власти, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, о фактах их незаконного оборота. 9 июня 2010 года Дмитрий Анатольевич Медведев подписывает Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Одна из ключевых задач Стратегии, это система мер по сокращению спроса на наркотики, направленная на оздоровление населения Российской Федерации путем снижения потребления наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления, строится на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера и включает в себя:
а) государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков;
б) наркологическую медицинскую помощь;
в) медико-социальную реабилитацию больных наркоманией.
12 ноября 2013 года Государственной Думой принят Федеральный закон - № 313 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон инициировал уникальную программу по лечению наркозависимых лиц и выявлению лиц, которые уже имели опыт разового потребления запрещенных веществ, с целью пресечения дальнейшей зависимости от наркотических средств и психотропных веществ. Привлечение физического лица к административной ответственности является превентивной мерой, направленной на сохранение его здоровья путем раннего выявления заболевания наркоманией, предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.
Согласно ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ «При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию (далее – комплекс мер медицинского характера) в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Службой по СЗАО и г. Зеленограду Управления Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков России по г. Москве за первое полугодие текущего года было выявлено 77 административных правонарушений в области незаконного оборота наркотиков, из них судами рассмотрено 46 административных дел и 28 виновным лицам назначено судом пройти комплекс мер медицинского характера согласно ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ. Всего за первое полугодие 2015 года Управлением ФСКН России по г. Москве было выявлено 561 административное правонарушение в области незаконного оборота наркотиков, из них судами рассмотрено 298 административных дел и 245 виновным лицам назначено судом пройти комплекс мер медицинского характера согласно ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ.
За уклонение от прохождения комплекса мер возложенных судом существует административная ответственность согласно ст. 6.9.1 КоАП РФ «Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» и влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток. Причем в соответствии с ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
На территории каждого административного округа города Москвы сотрудникам Управления ФСКН России по г. Москве помогают осуществлять контроль за исполнением возложенной на лицо обязанность пройти комплекс мер медицинского характера в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, филиалы МНПЦ Наркологии (в СЗАО филиал № 9 МНПЦ Наркологии) в части информирования о том приступило ли лицо к исполнению обязанностей, а участковые уполномоченные полиции территориальных органов МВД России по г. Москве оказывают содействие в установлении местонахождения лиц, на которых судом возложена обязанность в соответствии с ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ.
Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в России и в мире, являются многоаспектными и приобретают все большую актуальность. Распространение наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию в мире и правопорядок в государстве. Социальная политика государства в области противостояния незаконному обороту наркотиков непрерывно совершенствуется. Совместно с департаментом здравоохранения города Москвы, департаментом образования города Москвы, департаментом культуры города Москвы, департаментом социальной защиты населения города Москвы, департаментом физической культуры и спорта города Москвы разрабатываются новые системы мер профилактики, направленные на снижение спроса на запрещенные вещества посредствам перенаправления интересов молодежи на здоровый образ жизни, образование и самообразование. В школах, ВУЗах и СУЗах на постоянной основе сотрудники Управления ФСКН России по г. Москве проводят занятия с учащимися с целью не допущения вовлечения молодежи в незаконный оборот наркотиков. Для граждан с активной социальной позицией разработано мобильное приложение «Стопнаркотик», где можно сообщать о незаконной рекламе наркотиков. На официальном сайте Службы Управления ФСКН России по г. Москве www.fsknmsk.ru можно узнать телефоны доверия, единый антинаркотический телефон, телефоны дежурных частей территориальных подразделений Управления ФСКН России по г. Москве (телефон дежурной части Службы по СЗАО и г. Зеленограду 8 499 194 00 37), задать интересующий вопрос в интернет – приемной, узнать об открытых вакансиях и условиях службы в органах по контролю за оборотом наркотиков.
Справка о формировании и функционировании в городе Москве региональной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц
Вопрос совершенствования системы социальной реабилитации, в том числе принятия мер по оказанию лицам, успешно завершившим курс реабилитации помощи в вопросах профориентации и трудоустройства, а также мер, направленных на расширение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, рассмотрен на заседании Антинаркотической комиссии в городе Москве 18.03.2015г. в комплексе вопросов и задач, решаемых в столице в сфере противодействия наркомании в рамках мониторинга наркоситуации в 2014 году.
Право больных наркоманией на социальную реабилитацию гарантировано поправками в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», принятыми в ноябре 2013г.
В соответствии с этими поправками социальная реабилитация наркоманов может проводиться в государственных учреждениях, либо в негосударственных организациях.
Для реализации долгосрочных реабилитационных программ в структуре Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы на присоединенной к столице территории создан и функционирует реабилитационный центр мощностью 200 мест, в котором созданы условия для профессиональной подготовки, переподготовки и последующего трудоустройства реабилитантов.
Департаментом здравоохранения города Москвы и Департаментом труда и занятости населения города Москвы заключено соглашение о сотрудничестве по вопросам профессиональной ориентации, а также содействия в трудоустройстве гражданам, завершившим реабилитацию в учреждениях наркологической службы города Москвы.
В соответствии с данным соглашением гражданам, прошедшим реабилитацию в наркологических учреждениях города Москвы и полностью отказавшимся от употребления наркотических средств, при их обращении в органы государственной службы занятости населения города Москвы предоставляются государственные услуги по профессиональному обучению, профессиональной ориентации, психологической поддержке, социальной адаптации на рынке труда, организации проведения оплачиваемых общественных работ, а также трудоустройства.
В целях расширения доступа нуждающихся граждан к программам социальной реабилитации, в рамках постановления Правительства Москвы от 4 апреля 2014 года № 161-ПП (далее - Постановление), в 2014 году в Москве проводился эксперимент с использованием сертификата на получение гражданами, больными наркоманией и прошедшими лечение, услуг по социальной реабилитации. Функции оператора возложены на Департамент социальной защиты населения города Москвы.
В рамках реализации Постановления комиссионно отобраны 23 негосударственных реабилитационных центра, в которые направлялись наркозависимые лица (жители Москвы), изъявившие желание пройти курс социальной реабилитации.
С 1 июня по 31 декабря 2014 года в рамках эксперимента выдано 126 сертификатов на прохождение курсов социальной реабилитации в организациях - участниках эксперимента.
На реализацию эксперимента из бюджета города Москвы направлено 10 млн. 115 тыс. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.11.2014г. № 654-ПП, принято решение о пролонгации действия эксперимента на 2015 год и включении в него граждан, проживающих на территории города Севастополя.
В 2015 году выдано 98 сертификатов на прохождение курса реабилитации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» на базе Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы организовано обучение и повышение квалификации специалистов в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков. В рамках НИОКР осуществляется разработка и научно-методическое сопровождение новых форм подготовки и переподготовки кадров, в том числе дистанционных.
Центры социальной адаптации Департамента социальной защиты населения города Москвы работают с наркозависимыми лицами, прошедшими курс лечения и реабилитации в негосударственных некоммерческих учреждениях. С участием закрепленных врачей-наркологов и социальных работников осуществляется их патронажное сопровождение, в том числе амбулаторный контроль ремиссии и трудоустройство.
В рамках решения указанных задач Департаментом социальной защиты населения города Москвы заключено соглашение с Департаментом труда и занятости населения города Москвы, на основании которого осуществляется квотирование рабочих мест, оказываются услуги, связанные с профориентацией, профессиональным обучением, переподготовкой и трудоустройством.
С целью создания условий для эффективной деятельности существующих и появления новых социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций, в столице функционирует система субсидирования (грантовой поддержки) таких организаций, участвующих в профилактике, реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.
Данное направление деятельности регламентировано постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011г. № 713, от 12 сентября 2013г. № 801 и Правительства Москвы от 5 апреля 2011г. № 109-ПП и от 19 февраля 2013г. № 82-ПП.
Функции организации конкурсного отбора социально ориентированных программ на 2013-2015 годы возложены на Комитет общественных связей города Москвы. Конкурсный отбор соискателей осуществляется независимой конкурсной комиссией в установленном законодательством порядке.
В 2014 году в Москве на конкурсной основе получили субсидии из городского бюджета на реализацию социально значимых программ, связанных с профилактикой асоциальных явлений в детской, подростковой и молодежной среде, 54 социально ориентированные некоммерческие организации (в 2013 году - 38). Всего в виде субсидий и грантов из бюджета города Москвы в 2014 году выделено около 220 млн. рублей.
Аппарат антинаркотической комиссии в городе Москве